Ответы на вопросы по лавинному снаряжению

 1.Зачем нужен бипер, щуп, лопата?
Бипер, правильнее – лавинный ресивер, лавинный щуп, лавинная лопата – непременный набор инструментов, необходимых для поисково-спасательных работ в теле лавины. Наличие его обязательно при любом выезде, выходе во внетрассовую зону при наличие на и над маршрутом снежного покрова ЛЮБОЙ СТЕПЕНИ УСТОЙЧИВОСТИ. Это – непременное правило как для профессиональных спасателей, лавинщиков, гидов, так и фрирайдеров – любителей. 
ЛАВИННЫЙ РЕСИВЕР (БИПЕР) – приёмо-передатчик, позволяет, как подавать сигнал для проведения радиопеленгации другими биперами при попадании в лавину, так и производить радиопеленгацию бипера, находящегося в теле лавины. Намного облегчает и ускоряет процесс отыскания пострадавшего, следовательно, многократно увеличивает шансы выживания при попадании в лавину. Поиски с использованием бипера возможны исключительно ПРИ НАЛИЧИЕ ИСПРАВНОГО ВКЛЮЧЁННОГО БИПЕРА, ЗАКРЕПЛЁННОГО НА ТЕЛЕ ПОСТРАДАВШЕГО. Продолжительность подачи сигнала от пострадавшего определяется качеством и степенью зарядки электрических батареек бипера.
ЛАВИННЫЙ ЩУП (в т.ч. ответ на вопрос 5) – портативный в переноске и легко собираемый прут, представляющий собою трубку из лёгкого сплава с закрытым концом для зондирования снежной толщи с целью отыскания в ней пострадавшего. Ещё 20 лет назад – основной поисковый инструмент. Эффективные поиски исключительно с помощью щупа требуют большого количества обученных участников спасательной операции, поиск ведётся в комплексе с рытьём по определённому плану траншей в теле лавины, из которых проводится горизонтальное зондирование. Занимает, в сравнении с пеленгацией бипером, неизмеримо больше времени. Следовательно, шансы выживания пострадавшего при поиске исключительно лавинными щупами значительно ниже, чем при поиске биперами. На данный момент используется при поисках пострадавшего, не имеющего на себе включённого бипера, а так же, как вспомогательное средство поиска. Во фрирайдерских группах желательно их наличие, в т.ч., на случай экстраординарных обстоятельств: отсутствие сигнала с бипера пострадавшего (истощение батарей, бипер не включён, обрыв бипера вместе с частью одежды при попадании в лавину и т.д. и т.п.). Следует помнить, что неумелые действия при поисках щупом, могут привести к нанесению травм различной тяжести пострадавшему! НАЛИЧИЕ ЩУПОВ В ГРУППЕ НЕ ОСВОБОЖДАЕТ ОТ НЕОБХОДИМОСТИ НАЛИЧИЯ В ГРУППЕ ИСПРАВНЫХ ВКЛЮЧЁННЫХ БИПЕРОВ У КАЖДОГО УЧАСТНИКА ФРИРАЙД-АКЦИИ!!
2.Удобно ли кататься с бипером?
Эргономичная форма и крепёжные ремни современного бипера не создают никаких неудобств в его ношении, сколько бы Вы с ним ни катались.
Но, во избежание непредвиденных поворотов обстоятельств, помните: если Вы взяли с собой на Гору бипер, планируя фрирайдинг, ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ НАДЁЖНО ЗАКРЕПЛЁН НА ВАС СОГЛАСНО ИНСТРУКЦИИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И ВКЛЮЧЁН УЖЕ ПРИ ВЫХОДЕ ИЗ ВАШЕГО ЖИЛИЩА, А ОТКЛЮЧЁН И СНЯТ, ТОЛЬКО ОДНОВРЕМЕННО С ВАШИМИ «КАТАЛЬНЫМИ» БОТИНКАМИ!!!
«…Дай слово, что будешь выключать его только ложась в постель!» — народная райдерская мудрость, озвученная Бернд Шульке, гидом и членом судейской коллегии этапов Кубка Европы и Мира по фрирайдингу (ныне покойным).
3.Как долго учиться им пользоваться?
Научиться пользоваться бипером несложно. Желательно первое занятие по обучению провести с опытным в поисках пострадавшего в лавине фрирайдером, гидом, спасателем.
Последующие тренировки возможны совместно со своими товарищами, когда «ведущий» прячет бипер и определяет условия виртуального рельефа: линии отрыва, напрвление падения лавины, повороты тела лавины, точку последнего появления пострадавшего на поверхности и т.д.
Такие тренировки, зачастую, даже с большей эффективностью, могут быть проведены и в «бесснежный» период года, в качестве увлекательной игры во время отдыха за городом.
ДЛЯ УСПЕШНОГО ПРИМЕНЕНИЯ БИПЕРОВ ПРИ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТАХ НЕОБХОДИМЫ СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВКИ!! Перед первыми в сезоне внетрассовыми выездами – обязательно, во «фрирайдинговый сезон» хотя бы один раза в месяц – крайне желательно.
4.Зачем покупать, если я могу  у кого то его одолжить на время….?
Для того, что бы эффективно использовать спасательный инструмент – необходима ПОЛНАЯ уверенность в его исправности, степени зарядки батарей и т.д.
Кроме того – не смотря на то, что все марки биперов работают на одной частоте, следовательно, совместимы, в их конструкции брэнд от брэнда, даже от модели к модели, существуют, порой, значительные отличия, в которых в экстренных условиях не так просто разобраться. Со всеми вытекающими в таких случаях последствиями.
Если вы склонны к фрирайдингу, где гарантия, что, выйдя на склон «просто погонять по трассе», Вы не соблазнитесь на неотразимое предложение знакомого гида съездить (слетать, в случае хели-скиинга) в интересное местечко вместе с его группой? А друг, готовый одолжить бипер – не рядом? Без бипера ни один гид Вас с собою не возьмёт. А, если кто и возьмёт, в случае аварии, хотите, что бы Вас искали щупами?
Можно, конечно, брать на прокат. Но не во всех районах катания такая возможность реальна. За пару же сезонов интенсивного райдинга, Вы, учитывая стоимость аренды современного бипера, наверняка оправдаете покупку.
5.Какой щуп желателен,длина? (см. ответы к вопр.1)
6.Есть ли разница между лопатами?Вес?пластик или алюминий
Разницв между лопатами есть: форма ручки, ширина непосредственно совка, ручки цельные, телескопические. Форма ручки определяет эргономичность в работе: D-образная – несколько более удобна. Максимально широкий «совок» даёт большую производительность. Цельная, не телескопическая, рукоять – более прочна. Металлический «совок» — прочнее и более приспособлен для работы с обледенелым, спёкшимся снегом, для разрушения блоков твёрдой снежной доски. Но каждый из этих предпочтительных параметров влияет на увеличения габарита и веса лопаты, а, значит, на её «транспортабельность». С накоплением опыта, Вы сможете найти наиболее приемлемое сочетания элементов своего «шанцевого инструмента» и выбрать оптимальную модель.
В завершение: Друзья, помните, что НИКАКОЕ ЛАВИННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ НЕ ГАРАНТИРУЕТ ВАС ОТ ПОПАДАНИЯ В ЛАВИНУ И ОТ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРЕБЫВАНИЯ В НЕЙ!!
Неустанно учитесь премудростям выбора маршрута вне трасс, метео, секретам снежных слоёв у специалистов, зарекомендовавших себя многолетней безаварийной работой в снежных горах. Вот тогда проживёте долгую и счастливую райдерскую жизнь.