Памятка по уходу за г/л снаряжением
- кустарными «дедовскими», т.е. доступными проверенными способами и средствами.
- Текущий уход, оперативный ремонт.
- Скользяща поверхность и канты.
- При достаточно продолжительной эксплуатации, на кантах появляются царапины, а, затем и «наклёп», не только резко снижающий остроту кантов, но и, в перспективе, резко затрудняющий их оттачивание.
- Рекомендуется после каждого дня катания мелким плоским узким напильником, либо победитовой пластиной убрать с боковой поверхности заусенцы от ударов о камни (при наличие таковых), затем, алмазным плоским надфилем пройти по боковой поверхности канта, потом – со стороны скользящей поверхности с целью устранения микронеровностей и наклёпа. Наличие последнего легко определяется при проведении торцом ногтя поперёк линии канта. Если появился наклёп – ноготь будет за него цепляться.
- Отсутствие смазки на скользящей поверхности лыжи проявляется появлением «седины» на ней, видимой при боковом освещении. Без обработки смазкой скользячка быстро стареет, более подвержена разрушению при механических воздействиях, склонна к обледенению и налипанию снега, зачастую, делающей скольжение, практически, невозможным.
- Горячая смазка наносится не реже 1 раза в 3-5 дней катания, холодная «натирка» — перед каждым выходом на склон, по мере надобности – и на горе.
- Горячая смазка. Лыжа укладывается горизонтально скользящей поверхностью вверх. Утюжок (обычно «дорожный», с регулятором) регулируется так, что бы плавил, но не дымил смазкой. Наиболее универсальная по температурам – пчелиный воск (можно недорого купить у торговцев мёдом и пр. пчелиными производными). Можно, по старинке, сделать «микст», т.н. «серебрянку», растопив воск, добавить в него 10-15об.% алюминиевой пудры, тщательно перемешать и остудить в металлической формочке. Подобный микст значительно устойчивей к истиранию при катании, легче контролировать его наличие на скользяке. Стандартные мази типа ТОКО и т.д. – отлично работают, но в определённых интервалах температур и неизмеримо дороже.
- Расположив утюг вверх «гладильной» поверхностью, прижать к ней палочку смазки и нанести расплавленную смазку на скользяк лыжи непрерывной змейкой «от киля до клотика». Затем, разгладить равномерно по скользячке утюгом.
- При жестком и холодном снеге – взять ровную металлическую пластину и сциклевать неровности застывшей смазки, затем, прошлифовать кусочком войлока. При влажном снеге, угрозе большого к-ва камней на трассе, — только отшлифовать войлоком.
- Холодная смазка. Натереть сухую скользящую поверхность палочкой смазки и растереть её кусочком войлока равномерно по всей скользящей поверхности. Повторять действие по возможности чаще.
- При налипании: тщательно очистить скользяк от налипшего снега и льда. Протереть насухо, дать высохнуть поверхности. Нанести «вхолодную» смазку.
- Заделка царапин на скользячке. Срезать с ранта царапин «лохмотья». Очистить царапину, обезжирить спиртом, дать просохнуть и обработать мелкообразивной наждачной бумагой. Для белой скользячки – вырезать прутик высокомолекулярного полиэтилена, повторяющий форму царапины, для чёрной – лучше взять пластинку ремонтного графитного полимера, за неимением – ремонтного кофикса, вырезать по форме. Можно взять порошок ремонтного полимера. Разогреть паяльник. Уложить рем. полимер в царапину. Накрыть фторопластовой плёнкой. Приложить к плёнке паяльник (ненадолго, 2-3сек, что бы полимер расплавился, но не вскипел!!!!), убрать паяльник и мокрым пальцем на 3-5 сек придавить расплавленный полимер (через фторопласт!!!) к скользячке. Затем – следующий участок. И т.д. По окончании приварки, не отдирая фторопласт, дать затвердеть не менее 20-30мин, затем, снять фторопласт и зашлифовать «шов» куском шведского напильника («фрезой»), затем – довести самой мелкой «шкуркой», намотанной на плоский напильник. Некоторые проводят окончательную доводку алмазным надфилем или пастой ГОИ (абразивный порошок №26). Затем – обработать «на горячую» смазкой.
- «Закапывать» царапины горящим полимером настойчиво не рекомендуется: качество оставляет желать лучшего за счёт деполимеризации горящего полимера, повреждается так же контакт скользячки и заливки. Использовать – только в самом крайнем случае. При первой же возможности – залитый расплав удалить и заварить паяльником!!!
- Уход за камусом. Постоянно следить за качеством нанесенного клея, не давать ему пересыхать. В случае нахождения пересохших участков, нанести из тюбика несколько капель на поверхность, размазать резиновым шпателем, дать 20-30мин подсушиться.
- Для длительной сохранности клеящей пов-ти дееспособной, хранить камусы, точно симметрично склеенными друг с другом, завёрнутыми в несколько слоёв полиэтилена.
- Следить за чистотой ворса, систематически обезжиривая его протиркой шелковой тряпочкой, смоченной в спирте. Периодически обрабатывать ворс водоотталкивающими аэрозолями (для тентов и тканей, обуви).
- НЕ ХРАНИТЬ КАМУСЫ ПОДОЛГУ НА МОРОЗЕ – клей деструктурируется!
- Часто на вырезной части камуса у носка при хождении, к клею начинает прилипать тонкий слой снежной пыли, камус начинает постепенно отклеиваться. Для предупреждения подобного при длительной многодневной ходьбе, рекомендуется фигурно вырезанную часть камуса и изогнутый носок лыжи, к которому он приклеен, обмотать прочным кордурированным («серебристым») скотчем, наматывая его в сторону носка лыжи (8-10см в р-не носка). Перед снятием камуса – разрезать и удалить скотч стропорезом, который, вместе с бабиной кордурированного скотча, рекомендуется иметь постоянно под рукой в ходе скитуринга.
- И.Н.Комаров. 03.03.07г.
09.11.2012 · Рубрика: Главная, Снаряжение