Памятка по уходу за г/л снаряжением


кустарными «дедовскими», т.е. доступными проверенными способами и средствами.
Текущий уход, оперативный ремонт.
Скользяща поверхность и канты.
При достаточно продолжительной эксплуатации, на кантах появляются царапины, а, затем и «наклёп», не только резко снижающий остроту кантов, но и, в перспективе, резко затрудняющий их оттачивание.
Рекомендуется после каждого дня катания мелким плоским узким напильником, либо победитовой пластиной убрать с боковой поверхности заусенцы от ударов о камни (при наличие таковых), затем, алмазным плоским надфилем пройти по боковой поверхности канта, потом – со стороны скользящей поверхности с целью устранения микронеровностей и наклёпа. Наличие последнего легко определяется при проведении торцом ногтя поперёк линии канта. Если появился наклёп – ноготь будет за него цепляться.
Отсутствие смазки на скользящей поверхности лыжи проявляется появлением «седины» на ней, видимой при боковом освещении. Без обработки смазкой скользячка быстро стареет, более подвержена разрушению при механических воздействиях, склонна к обледенению и налипанию снега, зачастую, делающей скольжение, практически, невозможным.
Горячая смазка наносится не реже 1 раза в 3-5 дней катания, холодная «натирка» — перед каждым выходом на склон, по мере надобности – и на горе.
Горячая смазка. Лыжа укладывается горизонтально скользящей поверхностью вверх. Утюжок (обычно «дорожный», с регулятором) регулируется так, что бы плавил, но не дымил смазкой. Наиболее универсальная по температурам – пчелиный воск (можно недорого купить у торговцев мёдом и пр. пчелиными производными). Можно, по старинке, сделать «микст», т.н. «серебрянку», растопив воск, добавить в него 10-15об.% алюминиевой пудры, тщательно перемешать и остудить в металлической формочке. Подобный микст значительно устойчивей к истиранию при катании, легче контролировать его наличие на скользяке. Стандартные мази типа ТОКО и т.д. – отлично работают, но в определённых интервалах температур и неизмеримо дороже.
Расположив утюг вверх «гладильной» поверхностью, прижать к ней палочку смазки и нанести расплавленную смазку на скользяк лыжи непрерывной змейкой «от киля до клотика». Затем, разгладить равномерно по скользячке утюгом.
При жестком и холодном снеге – взять ровную металлическую пластину и сциклевать неровности застывшей смазки, затем, прошлифовать кусочком войлока. При влажном снеге, угрозе большого к-ва камней на трассе, — только отшлифовать войлоком.
Холодная смазка. Натереть сухую скользящую поверхность палочкой смазки и растереть её кусочком войлока равномерно по всей скользящей поверхности. Повторять действие по возможности чаще.
При налипании: тщательно очистить скользяк от налипшего снега и льда. Протереть насухо, дать высохнуть поверхности. Нанести «вхолодную» смазку.
Заделка царапин на скользячке. Срезать с ранта царапин «лохмотья». Очистить царапину, обезжирить спиртом, дать просохнуть и обработать мелкообразивной наждачной бумагой. Для белой скользячки – вырезать прутик высокомолекулярного полиэтилена, повторяющий форму царапины, для чёрной – лучше взять пластинку ремонтного графитного полимера, за неимением – ремонтного кофикса, вырезать по форме. Можно взять порошок ремонтного полимера. Разогреть паяльник. Уложить рем. полимер в царапину. Накрыть фторопластовой плёнкой. Приложить к плёнке паяльник (ненадолго, 2-3сек, что бы полимер расплавился, но не вскипел!!!!), убрать паяльник и мокрым пальцем на 3-5 сек придавить расплавленный полимер (через фторопласт!!!) к скользячке. Затем – следующий участок. И т.д. По окончании приварки, не отдирая фторопласт, дать затвердеть не менее 20-30мин, затем, снять фторопласт и зашлифовать «шов» куском шведского напильника («фрезой»), затем – довести самой мелкой «шкуркой», намотанной на плоский напильник. Некоторые проводят окончательную доводку алмазным надфилем или пастой ГОИ (абразивный порошок №26). Затем – обработать «на горячую» смазкой.
«Закапывать» царапины горящим полимером настойчиво не рекомендуется: качество оставляет желать лучшего за счёт деполимеризации горящего полимера, повреждается так же контакт скользячки и заливки. Использовать – только в самом крайнем случае. При первой же возможности – залитый расплав удалить и заварить паяльником!!!
Уход за камусом. Постоянно следить за качеством нанесенного клея, не давать ему пересыхать. В случае нахождения пересохших участков, нанести из тюбика несколько капель на поверхность, размазать резиновым шпателем, дать 20-30мин подсушиться.
Для длительной сохранности клеящей пов-ти дееспособной, хранить камусы, точно симметрично склеенными друг с другом, завёрнутыми в несколько слоёв полиэтилена.
Следить за чистотой ворса, систематически обезжиривая его протиркой шелковой тряпочкой, смоченной в спирте. Периодически обрабатывать ворс водоотталкивающими аэрозолями (для тентов и тканей, обуви).
НЕ ХРАНИТЬ КАМУСЫ ПОДОЛГУ НА МОРОЗЕ – клей деструктурируется!
Часто на вырезной части камуса у носка при хождении, к клею начинает прилипать тонкий слой снежной пыли, камус начинает постепенно отклеиваться. Для предупреждения подобного при длительной многодневной ходьбе, рекомендуется фигурно вырезанную часть камуса и изогнутый носок лыжи, к которому он приклеен, обмотать прочным кордурированным («серебристым») скотчем, наматывая его в сторону носка лыжи (8-10см в р-не носка). Перед снятием камуса – разрезать и удалить скотч стропорезом, который, вместе с бабиной кордурированного скотча, рекомендуется иметь постоянно под рукой в ходе скитуринга.
И.Н.Комаров. 03.03.07г.