О неврозах среди гидов хели-ски

Среди читателей найдётся немало тех, кому знакомо тоскливое ощущение безысходности перед предстоящим объяснением с клиентами.

Утро  солнечное, наконец, после дней ожидания, на небе – ни облачка. Народ поднялся ни свет, ни заря, наспех чегой-то проглотив, минута в миуту подкатил к вертолётной площадке. Аэропорт даёт добро на полёты. Все документы подписаны и инструктаж проведён.

            А вот далее – как в дешёвой драме. Лететь – можно. Ехать – нельзя. Ночью низовая метель так перетасовала снег на склонах, что за жизнь хелискиера старый хрен-лавинщик не соглашается и десяти копеек поставить. О чём четверть часа назад и уведомил по телефону.

            Самому-то всё понятно. Придётся отдыхать ещё день-другой. А вот что говорить пятнадцати совершенно озверевшим от четырёх суток ожидания «неба» отважным райдерам, приехавшим в твой Богом забытый угол исключительно за сказкой нетронутых склонов. Как это – «НЕБО» – ЕСТЬ, А ХЕЛИ – НЕТ?!

            Ну, и летом? Три дня по джунглям в ущелье Ненскрыра вдоль грохочущей реки по завалам, переплетённым какими-то лианами (откуда они в Сванетии взялись?), по мокрым скалам на прижимах и топям на отлогостях. Три дня, глядя на широкую тропу по противоположному берегу. Река широка. Бревно – не достанет, верёвку с импровизированной кошкой – не добросить. Тридцать пять пар губ три дня поминают паводок, слизнувший мост и тебя, своего недальновидного начальника. Паводок – реже. Тебя – чаще.

            Давно в России и её окрестностях бьются над проблемой доставки грузов разного назначения «мобильными средствами». Что б они, средства: 1. Годились по габаритам  и весу для длительной транспортировки без привлечения слонов и карьерных самосвалов. 2.  Могли закинуть груз как  зимнего (противолавинного) назначения, так и летнего: кошку, арбалетный болт вместе с фалом, плавсредство, наконец, для «кильнувшихся» на бурной воде сотоварищей. 3. Система приводилась в готовность «в шесть секунд», а не к после дождичка к четвергу. 4. Метала груз предельно точно: плавсредство – к потерпевшим, болт – в ствол надёжного дерева. 5. С достаточной дальностью доставки, что бы не пришлось для обстрела снежной доски лезть под неё же. 6. На качество их работы погодные и прочие природные условия: температура воздуха, осадки, волны, брызги, снегопад. метель сырость, пыль, песок, сушь, не имели бы значимого влияния. 7. Стопроцентно пожаробезопасны, «негромки», с минимальной отдачей при выстреле (обязательные условия для стрельбы из салонов вертолётов, кабин и кресел канатных дорог и т.п.). 8. Гарантированная надёжность и безопасность эксплуатации.

            Сравнительную характеристику разработок. пригодных для выполнения задач. упомянутых в статье, проведём в другой раз.

            Хочу остановиться на последней разработке, совместном детище Отдела Активных Воздействий Росгидромета и наших оборонных КБ, наиболее полно отвечающей вышеупомянутым требованиям. Комплекс успешно прошёл производственные испытания и заслужил самые высокие оценки как «огневых»специалистов, так и потенциальных потребителей, представителей Военизированных служб Росгидромета.

В комлексе реализована уникальная система посыла груза, не имеющая аналогов в мире.

            Итак, МНОГОЦЕЛЕВОЙ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС (здесь – «МАСК») предназначен для метания различных грузов массой до 650г на расстояние до 800м (имеется возможность модернизации для доставки на 1500 и более метров). Размеры и форма полезного груза могут быть произвольными, приспособленными к конкретным задачам применения комплекса, так как при выстреле груз (снаряд) движется по наружной поверхности ствола. Стрельба из комплекса  бесшумна и не сопровождается выбросом пороховых газов. Комплекс является индивидуальным средством, переносимым одним человеком.

Варианты применения комплекса.

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ СПУСК СНЕЖНЫХ ЛАВИН. Группами, находящимися непосредственно на маршруте. При проведении хели-скиинга – непосредственно из салона вертолёта. Обеспечение лавинной безопасности зимних курортов и предприятий в горах, не имеющих средств для развёртывания «полноформатной» противолавинной защиты. Локальных проблемных участков, не подлежащих защите, на курортах и горных предприятиях, имеющих типовые средства противолавинной защиты. Обеспечение безопасности при проведении спасработ в зонах лавинной опасности.

СПАСЕНИЕ ТЕРПЯЩИХ БЕДСТВИЕ НА ВОДЕ. Доставка плавсредств к потерпевшим.

НАЛАДКА ПЕРЕПРАВ ЧЕРЕЗ ПРЕПЯТСТВИЯ. Переправы через горные реки, пропасти, ледовые трещины в промышленных, научных и спортивных экспедициях.

ПОЖАРОТУШЕНИЕ.

ЛИКВИДАЦИЯ ЛЕДЯНЫХ ЗАТОРОВ.

Технические характеристики: Масса комплекса не более 5,5 кг; Масса метаемого груза 0.1 – 0,65кг; тип груза: противолавинная граната, пожаротушащая граната, головка с линем, спасательная плавучесть водоизмещением 30кг, якорь-кошка, сигнальные средства, осветительные средства.

Дальность метания: Гранат 800м; Линя 230м; Спас. плавучести 100м.

Варианты производства выстрела: «С руки», «С плеча», «С грунта».

Прошедший испытания экземпляр находится в Центральном управлении Росгидромета г.Москва.

В случае появления интереса по запуску серийного производства МАСК и его эксплуатации просим обращаться в Северо-Кавказскую военизированную службу по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы. г.Нальчик. Реквизиты Службы имеются в редакции журнала.

Может, начнём летать и безопасно кататься всегда, когда «небо» — лётное?