Не доверяйте гладенькому и ровненькому.

Второй день пошёл с печального события гибели во внетрассовой зоне Чегета.

В предыдущей заметке, Друзья, я обращал ваше внимание на крайне щекотливую ситуацию с локальными досками в Приэльбрусье. И о том, что буквально нескольких вёдер снега вполне хватает, что б унести жизнь райдера.

Обрушение произошло в зоне приснопамятных БТР-овских досок (т.н. доскиVI). Это уже седьмой случай. И все, как под копирку: трасcка, проложенная по грейдерной дороге, ведущей к Аю, крайний её поворот на границе Крайнего и Среднего чегетского Юга, очень симпатичное снежное поле ниже ригеля этой самой дороги, вдоль которой идёт косой спуск в сторону Центра и Солнечной мульды. пара горизонтальных контуров один над другим и транзит обрушения, завершающегося ударом в контруклон боковой морены ледника Донгуз-орун. Увы, на глазах супруги и доченьки пострадавшего.

Трасса проезда была маркирована и указателями ограничения оной, и указателями направления движения, и уведомляющими знаками лавинной опасности за её пределами. Всё это подтвердили родные пострадавшего. Претензий к ККД нет.

Равно, как и к противолавинному отряду, ибо эта зона, равно как подобные ей везде в мире, не входит в систему принудительной обработки, участком ответственности Эльбрусского ВПЛО не является. Уведомление же Заказчикам противолавинных работ , МЧС и местной администрации о «повышенной опасности схода локальных досок на склонах вне маркированных участков паспортизованных г\л трасс» (цит. «Журнал взаимодействия с заинтересованными организациями») выдавалось оперативно и своевременно, в том числе, в день аварии.

Сотрудники ПСС Чегет по получении известия о случившимся оперативно провели поисковые работы, но. к сожалению, спасти жизнь пострадавшего при таком раскладе обрушения было невозможно.

Мои глубокие соболезнования.

Сухой остаток. Старая, но весьма плохо усвояемая истина: самые продуктивные по попаданиям туристов, альпинистов, катальщиков в лавины —  сезоны МАЛОСНЕЖНЫЕ. Тому есть причины: идеальные условия роста глубинной изморози(ГИ), отсутствие естественной перегрузки накапливающейся сверху перспективного слоя снежной толщи, необходимой для естественного разрушения и, соответственно, самоликвидации ГИ, локализация досок друг от друга, не дающая обрушаться одновременно целым камерам (совокупности досок, объединённых общими контурами напряжений высшего порядка), целым лавинным очагам, когда сходящие лавины «протрамбовывают»  значительные площади, надолго стабилизируя нижележащие слои, крайнее разнообразие состояний устойчивости от доски к доске. Ну, и стимуляция поиска не разбитых в хлам участков склонов, дабы эх-прокатиться хоть чуть-чуть комфортно (фактор антропогенный).

Вот такая напряжённая ситуация на внетрассовых склонах Приэльбрусья сохраняется и поныне.

Берегите себя, предупреждайте опрометчивые действия ближних, Друзья!

иком