Интервью журналу «Вертикальный Мир»

Игорь Комаров: “ЧТО БЫ НИ СЛУЧИЛОСЬ С ВАМИ НА ГОРЕ, ОСНОВНОЙ ПРИЧИНОЙ СЛУЧИВШЕГОСЯ ЯВЛЯЕТЕСЬ ВЫ САМИ”

ВМ: Ваши самые первые, вступительные пожелания людям, которые решили заняться фрирайдом?
Игорь Комаров: Фрирайд – встреча с Горами и снегом В НАТУРЕ. Крайне полезно для здоровья помнить, включившись в это занятие, что тут всё взаправду: в зачёт идёт каждое Ваше действие, на которое немедленно выдаётся следствие.

Без возможности нажать «ESCAPE» и переиграть по новой. Потому необходимо изучить правила игры, установленные Горой, трезво взглянуть на свои возможности и учиться быть частью Горы. Учиться ежедневно, даже на-
ходясь в собственном офисе в тысяче километров от гор.
Фрирайд – боевое искусство для современных условий, где противника победить невозможно, максимально достижимо – свести поединок к ничьей.
Доблесть райдера – осознать это и, тем не менее, готовиться и вступать в этот поединок.
Уровень Мастера – принятие Горы в качестве истинного, мудрейшего и справедливого Учителя.
ВМ: Почти риторический вопрос — стоит ли экономить на снаряжении? И на каком?
ИК: Риторический же ответ: Вы сменяете «Порше» на самокат?
ВМ: Нюансы выбора. Полноценный лавинный приёмо-передатчик, трансивер? Или можно существенно сэкономить, приобретя одежду и снарягу с пассивными отражателями сигнала?
ИК: Пассивный отражатель – средство, увеличивающее шансы быть похороненным в земле предков, при этом присутствовать на похоронах в достаточно сохранившемся виде, т.е. не в запаянном наглухо «сюртуке» (мы – продукт
скоропортящийся).
Для поиска необходим довольно громоздкий прибор, которых пока нет у Российских спасателей, а за рубежом он находится в офисе спасслужб (причём, исключительно в Сильно Развитых Странах). Через 15 минут пребывания «клиента» в теле лавины вероятность его выживания сокращается вдвое. Через два часа откопанный НЕтруп – чудо. Значит, поисковый прибор должен быть под рукой.
Про одежду. Затрепанная английская фраза: нет плохой погоды, есть плохая одежда.
Далее – ваш выбор.
ВМ: Лавинные щупы. Есть неоднозначные мнения на их счет?
ИК: Нет. Они необходимы при поисках пострадавшего в теле лавины, когда:
а) он не имеет мобильного трансивера ли, ресивера. Наличие «пассивного отражателя» даже в условиях Сан-Антона, не говоря уже о не столь цивильных Горах, приравнивается к пункту а).
Поиск при помощи щупа требует:

а) достаточно большого количества ищущих, с щупами на вооружении;

б) т.к. проводится буквально «методом тыка», требует очень больших затрат времени;

в) щуп в руках неофита, находящегося под банкой стресса – орудие убийства.
Иметь при себе на всякий случай хорошо. Пускать в ход – только через систематические тренировки. И только в крайнем (см. выше) случае.

ВМ: Лавинные лопаты. Вещь необходимая?
ИК: А чем вы пострадавшего откапывать собираетесь?
ВМ: Не превращается ли все в никчемные побрякушки, если не уметь их
виртуозно использовать?
ИК: В вопросе УЖЕ содержится исчерпывающий ответ.
ВМ: Многие ограничиваются упражнениями в поиске спрятанного трансивера, но, наверное, не стоит ограничиваться только этим?
ИК: Главное – тренироваться СИСТЕМАТИЧЕСКИ. Очень желательно постепенно усложнять задачу, как то: поиск одновременно 2-3-4-х «пострадавших биперов», биперов, закопанных ГЛУБОКО (1,5 — 2,5 м) и т.п.
ВМ: Как вы относитесь к другому снаряжению спасения в лавинах? Эйрбэги? Авалунги?
ИК: Безусловно, есть шанс, что они помогут Вам выжить при попадании в лавину. Но просчитать шанс эффективного их применения, думаю, невозможно. Вследствие массы факторов. Упражнение: крутя сальто на батуте, попробуйте засунуть дыхательную трубку себе в рот. Если удастся – начните приземляться не на ноги, а на спину, живот и т.д., при этом, не выплюнув трубу изо рта.
Эйрбэг – штука более, на мой взгляд, перспективная, но в сухой лавине из рыхлого снега она не защитит от снеговоздушной эмульсии облака, от падения со скалы вместе с телом лавины – тоже, и т.д.
Чем лавина больше, или рельеф движения замысловатее, тем эффективность меньше.
В общем, иметь – хорошо, полагаться – не стоит.
ВМ: В горных районах достаточно прилично начала работать сотовая связь, но надо ведь еще хорошо знать, куда звонить?
ИК: В конце ноября столкнулся с подобным фактом относительно организаторов одного известного фрирайд-агентства. Номера телефонов дежурных МЧС– не гостайна. Забить их, как и МЧС-ные радиочастоты на свои мобильники и
радиостанции (на последних тоже не стоит экономить, загодя поинтересовавшись, будут ли они работать на этих частотах) – то, с чего должно начинаться фрирайд-пати.
При этом необходимо навести справки о наличие связи на ДАННОМ планируемом Вами маршруте.
ВМ: Перед тем, как сказать: ПОЕХАЛИ!? Какой основной вопрос безопасности райдинга: ехать – не ехать?
Райдинг оправдан ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО при условии отсутствия опасности самопроизвольного схода лавин в планируемой зоне. О чём стоит проконсультироваться у достойных доверия МЕСТНЫХ специалистов.
Знание правил прокладки маршрута и умение их применить – второе условие (по миру за прошлый год 86% попаданий райдеров в лавину приходится именно на время нулевой опасности САМОПРОИЗВОЛЬНОГО схода лавин, т.е
причина при этом – ДЕЙСТВИЯ райдеров на склоне).
ВМ: Где получить достоверную информацию о состоянии и безопасности склонов?
ИК: У МЕСТНЫХ, достойных доверия: спасателей, лавинщиков, если они там есть, гидов.
ВМ: То, что отправляться вне трасс в одиночку — безумие — аксиома для всех. Какое оптимальное число участников катания?
ИК: Не менее ЧЕТЫРЁХ – для достаточной эффективности, и не более восьми — для оптимальной мобильности и минимальной уязвимости группы.
ВМ: Какая основная причина несчастных случаев с райдерами-любителями?
ИК: Невежество.
ВМ: На какие детали рельефа особенно важно обращать внимание?
ИК: На наиболее крутые участки рельефа в зонах перелома их на БОЛЬШИЙ
угол падения. Контакты склона с круто выходящими твёрдыми поверхностя-
ми.
ВМ: Какие участки наиболее стабильны?
ИК: Отрицательные, «впуклые» формы рельефа, зоны, где через свежий снег «просвечивает» старый лавинный рельеф. Тёплая постель в Вашем номере.
ВМ: В каких случаях необходимо прекратить прохождение намеченного маршрута спуска?
ИК: При наличии просадок снежного покрова под группой, схода самопроизвольных лавин, даже небольших, на склоне такой же экспозиции. При наличии состояния «Душа не спокойна». Больше доверяйте своему «шестому чувству».
Гора миллион лет стояла – денёк ещё постоит, Вас подождёт.
ВМ: Какие погодные факторы должны настораживать?
ИК: Интенсивные снегопады. Любые снегопады, сопровождаемые ветром, либо метель после снегопада. Резкие и мощные оттепели, особенно, сопровождаемые дождём. Склоны с мокрым снегом толщиной более 30 см, а на крутых склонах – и того менее.
ВМ: Насколько важна очередность, в которой происходит спуск участников?
ИК: Очередность избирается перед началом спуска и не меняется до его конца. Каждый последующий «номер» ОБЯЗАН в течение спуска не выпускать из виду предыдущий (впереди идущий), обязан ТРЕБОВАТЬ этого от впереди идущего, вплоть до рукоприкладства.
ВМ: Тактические рекомендации по организации спуска?
ИК: Иметь обоснованный тактический план прохождения маршрута и неукоснительно следовать ему.
ВМ: Какое самое главное правило должен держать в голове участник группы?
ИК: Что он – ЧАСТЬ группы. Что его безопасность и безопасность группы – понятия неразделимые.
ВМ: Как следует выбирать направления движения при прохождении маршрута спуска?
ИК: Вообще это тема для большого тренингового курса… Нало избегать выездов через зоны потери «сплошности» перспективы. Не соваться непосредственно ПОД нижние границы леса, камней, отдельных кустов и деревьев.
Выбирать направление в сторону наименее «сжатой» перспективы, опираться на пятачки непосредственно НАД камнями, деревьями, брустверами дорог и пр. «открытого» рельефа.
ВМ: Что делать, если вы – в лавине?
ИК: Если лавина небольшая – направить Ваш «инструмент» носками (носом) вниз и при малейшем уменьшении скорости и уплотнении снега под «инструментом» попытаться встать и «ускользить» в сторону от фронта лавины.
Если «закрутило». Максимально собрать, прижать к себе согнутые конечности, при этом особо важно защитить ладонями согнутых рук лицо. При остановке лавины (наиболее опасный момент) постараться за счёт напряжения согнутых
конечностей не дать себя расплющить, затем, после полной остановки, попытаться создать вокруг лица как можно большее свободное пространство, вытянуть какую-либо из конечностей (а вдруг, да вытолкнется на поверхность?).
Кричать – бесполезно, даже если Вы отлично слышите голоса Ваших спасителей.
ВМ: Стоит ли рассчитывать, пускаясь в путь, что спасатели, даже лучшие в
мире, моментально или достаточно быстро вас вызволят?
ИК: Нет. Нигде и никогда.
ВМ: Сами поехали, значит Вашим друзьям Вас и спасать?
ИК: Если Вы и Ваши друзья рассчитывают только на это – Ваши шансы повысятся.
ВМ: Важно сделать акцент, что в идеале райдеры – не группа, а КОМАН-
ДА?
ИК: БЕЗУСЛОВНО!!!!
ВМ: Существует мнение, что предсказать сход/несход лавины в конкретном месте в конкретное время со 100-процентной точностью – не-
возможно. Почему?
ИК: Потому же, почему невозможно сколь-нибудь задолго предсказать землетрясение: слишком много вводных переменных, учесть все из коих пока нет возможности. Это что касается схода одной конкретной САМО-
ПРОИЗВОЛЬНОЙ лавины в сторого определённый момент времени (думаю, и Здарский, и Ортуотер именно это имели ввиду).
Хотя предсказать общую степень опасности в районе можно, и чем эта степень выше, тем проще. Наибольшие головные боли у лавинщиков вызывают «вялотекущие ситуации»: сыплет — не сыплет, дует – не дует и пр.
ВМ: Какие действия группы/отдельного участника наиболее опасны с точки зрения схода/спуска лавины? Наиболее характерные ситуации?
ИК: Действия, продиктованные двумя точками зрения на райдинг:

1. Райдинг – такая увлекательная игра, типа «стрелялки» из пукалок с краской. Поиграл, выиграл – молодец, проиграл – то же ничего, разукрашен краской красиво;

2. Райдинг — нечто типа русской рулетки. Фаталистично, мужественно, загадочно. Оба – основаны на глубинном убеждении, что УБЬЁТ СОСЕДА. Все действия, приводящие к катастрофе, имеют корни в этом. Внешние проявления: нежелание консультироваться со специалистами, нежелание критически рассмотреть свои технические возможности, нежелание нести ответственность за тех, кого оставил дома, тех, кому лезть тебя вытаскивать, тех, кому ответ перед прокурором держать. Характерные случаи? – Семеро отважных сноубордистов, строивших трамплин в метель на конусе Погремушки (наиболее одиозный кулуарлавинный очаг в Приэльбрусье). Впрочем, ВСЕ случаи с тяжким исходом равно характерны.
ВМ: Многие (я здесь говорю о мире в целом, не только о России) лыжники/бордеры с очень внушительным опытом внетрассового катания, тем не менее, стараются пользоваться услугами гидов. По-
чему?
ИК: Наиболее достоверно ситуацию в ДАННЫЙ МОМЕНТ в ДАННОМ
МЕСТЕ могут знать лишь спецы, непрерывно отслеживающие развитие этой самой ситуации с момента отложения первого десятка сантиметров снега. Их знание подкреплено ассоциативными ощущениями, вплоть до подсознательных, определёнными наблюдениями и участием в ситуациях данного района в течение многих лет. Поэтому, наиболее надёжный способ знакомства с районом, даже из года в год – полагаться на опыт местных профессионалов.
Местных — в смысле работающих подолгу в именно в ДАННОМ районе.
Пример: в 2000 г. и далее во все приезды в Приэльбрусье такие киты мирового райдинга, как Антуа Летаги, Бруно Компане, Баптист Блан, Ридж Эммери, Клаус Польцер, Берндт Шульке и прочие, практически на ВСЕ выезды приглашали локальных гидов сопровождать их. Райдеры-то делятся
на два вида: а) отважные; б) старые. Перечисленные – старые.
ВМ: А есть под рукой эти телефоны экстренные, про которые Вы говорили – чтобы их опубликовать?
ИК: Круглосуточный телефон дежурного МЧС Приэльбрусского ПСО — 886638 71489.
Телефон Эльбрусского Военизированного противолавинного отряда (спасение, п-та, – к МЧС) — 8 86638 71287.
Частоты МЧС на Северном Кавказе: 164,400мГц; 164,425мГц; 164,450мГц; 164,475мГц.
В конкретном районе используется одна-две из них. Этот момент стоит уточнить, позвонив, либо нанеся визит перед началом катания в местную спасслужбу.