Нужны ли стигматы Святой Терезе?

Автор уведомляет, что никакого позыва что-либо писать по столь скользкому вопросу, как соревнования, тем более, не будучи непосредственным участником их, не имел. Занялся бумагомарательством по просьбе организаторов сайта, коим отказать в силах не был.
С уважением ко всему райдерскому миру. И.Комаров.
«Нужны ли стигматы Святой Терезе? … Они ей не нужны, но желанны».
Венедикт Ерофеев
Неделю ожидал, дабы впечатления, связанные с Чемпионатом по фрирайдингу этого года, по словам того же классика: «улеглись и притихли».
Перво-наперво, очень хочется напомнить, что мало в подлунном мире есть спортивных дисциплин, где кривотолки, претензии, недовольства всем и всеми имели столь же плодотворную почву. Размытость критериев оценки и, с другой стороны, необходимость хотя бы выглядеть объективным в глазах своих же товарищей по цеху, исповедующих одну религию: «FREEDOM в трёх ипостасях», то есть, от последовательных сторонников взглядов князя Кропоткина до фанатов Культурной революции в хунвейбинской трактовке, делают участь организаторов и судей ну очень незавидной.
Потому мысль первая и основная. Что бы ни кидалось на чашу весов со стороны негатива, всё оное не сможет перевесить одного факта: заведомо убыточное
мероприятие, совершенно не встречающее понимания и искренней поддержки у чиновников всех рангов, нашло безумных организаторов. Получивших в замен море испорченной крови и несоразмерно меньше благодарности. Пусть с этой ксивой на одну благодарность за истинно фрирайдерское «ХАРАКИРИ-С-РАЗБЕГУ», станет больше.
А теперь по сути событий, составивших Чемпионат и финал Кубка России.
Об объявленных судейской коллегией соревнований намерениях в следующем году обязать участвовать в квалификационных заездах Чемпионата и Финала Кубка всех участников, без исключения.
Нечто подобное у нас происходит при продлении свидетельства об инвалидности: человек с отсутствующей конечностью обязан систематически появляться на ВТЭК, дабы подтвердить право на льготы и пенсию. Не иначе, законники прописали это правило под сильным впечатлением от «Праздник святого Йоргена» с гениальным Ильинским в главной роли.
Не затем ли проводятся перед Финалом 2 пула, что бы по ним можно было определить тех, кто по своей квалификации вполне тянет на участие в полуфинале? Мол, для вновь прибывших, не имеющих предварительных очков, остаётся минимум мест для прохода в полуфинал.
Представляете, если на Чемпионат России по футболу в Высшей лиге заявлялись все желающие дворовые команды? И им всем давали сразиться со всеми командами Высшего эшелона. Дабы убедить в том, что они «не тянут»?
Хочешь пробиться в финальные заезды наверняка – докажи свою состоятельность на предыдущих пулах, кстати, имеющих приличный призовой фонд.
Успешно проведённый финал – успех всего соревновательного марафона в целом. Провалится финал – проваливается всё «дерби». Когда основное время уходит на обслуживание неофитов, шансов достойно провести основное действо остаётся с гулькин нос: погода и снежная обстановка плевать хотела на демократизм г-на Ильиных.
Виталий не присутствовал на провальном Чемпионате 2002го года. Именно желание дать шанс всем «дворовым коллективам» привёл к тому, что и отборки-то не прошли. Рома Молчанов тогда это постарался слить за счёт «лавинщики не дали».
Совсем, как в украинской поговорке: «Хто всравьсь? – Невистка».
Будь я на месте ветеранов Чемпионатов и новых призёров пулов, появись такое «демократическое» новшество, — бойкотировал бы финал. За неуважение г-на Главного судьи к тем, кто в отличие от него, продолжает рисковать своим здоровьем и репутацией, участвуя в Чемпионате.
Понятным ещё с прошлого года остаётся непреодолимая тяга организаторов к проведению заездов на Южных склонах трасс Эльбрус . Возможность собрать максимальное количество зрителей – первостатейная цель не только для спонсоров, но и для достижения основного предназначения чемпионатов – популяризации фрирайдинга, как доступного для участия вида спорта и активного отдыха.
В тех снежных условиях, в которых проводились Южные заезды в прошлом и этом году, при той структуре скального рельефа, которая для Эльбруса характерна, проведение фрирайд-заездов такого уровня и напряженности объективно опасно для участников. Случись серьёзная авария, вероятность которой на вышеупомянутых склонах и в существовавшей снежной обстановке чрезвычайно вероятна, пойдет такой откат со стороны Ответработников всех мастей и рангов, что лавочку вновь открыть долго не удастся.
В прошлом году, с утра чуть не расплавив телефон организаторов, доказывая гарантированность безопасности трассы, намеченной в Северном цирке Чегета, и ничего не добившись, просто струсил ехать и смотреть, как рискуют мои старинные друзья. Так, как зомби, и протусовался весь день на Чегете.
В прошлом году всем заправляла французская судейская бригада. У них мышление – не наше. Лягушек и улиток мы не едим. Но в этом-то! Коренные Россияне! Водку под мануфактуру трескающие!
Тридцатипятисекундный проезд, считай, по прямой Саши Байдаева, уверен, был демонстрацией отношения в т.ч. и к степени пригодности данной трассы.
Странный День отдыха после квалификации. Отчего было отдыхать козырным тузам и бубновым валетам Чемпионата, которые в отборках не участвовали по определению их статуса? Да и тем, кому участвовать пришлось. После одного проезда – сутки отдыха? Это что, соревнования среди дистрофиков?
Или объявленный День отдыха 30.03го? Это когда ещё за пять дней «до того», в т.ч. и мною, организаторы были предупреждены, что 31.03. погоды не будет наверняка. И сколько бы ни говорил Главный судья о том, что это его заслуга, что финал всё же прошёл в этот день, не совсем пойму, в чём. В том, что ещё в 9-45 мне было определённо сказано, что СЕГОДНЯ ОБЪЯВЛЕН ДЕНЬ ОТДЫХА. А на мой предсмертный хрип о завтрашней погоде ответом было молчание? Или в том, что участников Финала скликали по телефону в индивидуальном порядке? Слава Богу, здравый смысл победил. Но если кто вместо раствора цианистого калия пьёт чай, ему тоже надо петь осанну?
Вопрос с безопасностью финала. Много чего сказано и о лимите времени и об его исполнении судейской коллегией. И о планах относительно квалификации падений. Надо, говорят, ужесточать во имя безопасности. В первую очередь, на мой взгляд, безопасность на трассе обеспечивается закрытием объективно опасных участков, их чёткой разметкой. Объявлением и чётким доведением до участников сведений об участках NO FALL ZONE. С принятием радикальных мер относительно падений в no fall и выездам в «закрытые участки». На Чемпионате мира в Тине Герлен Шишри, лидер и идол чемпионата был дисквалифицирован за такой выезд. Главный судья лично мною был навязчиво предупреждаем перед финалом о недопустимости заезда во второй от вершины кулуар. Неконтролируемое падение в нём могло наверняка привести к тяжелейшим последствиям. Но ничего закрыто не было. Ни одного участка no fall не объявлено. Думаю, причина – одна: УЖЕ БЫЛО НЕКОГДА.
Уверен, что лишь случайность и, главное, высокая квалификация и чувство ответственности финалистов, позволили завершить Чемпионат без чёрного пиара.
И ещё. Практически, НИКАКОГО КОНТАКТА противолавинного подразделения с судейской коллегией НЕ БЫЛО. Не смотря на то, что Главный организатор соревнований Сергей Зон-Зам сделал всё, что бы этот контакт наладить. О месте проведения полуфинала мы узнали «из третьих уст» уже после начала стартов. А о планах на 30-е, только когда 30го сам дозвонился до организаторов. Да, мы заранее обработали на Чегете всё, что могло подойти под старты. Но судьи ОБ ЭТОМ НЕ ЗНАЛИ. Фактически проигнорировав ещё один, пожалуй, основной фактор риска: лавины.
С моей частной точки зрения человека, большую часть жизни занимающегося обеспечением безопасности людей, основными слабыми местами при проведении данных соревнований были:
1. Незнание судейской коллегией особенностей района проведения соревнований. Что бы ни говорили уважаемые судьи о стаже катания в Приэльбрусье.
2. Ничем логичным (относительно целей и задач Чемпионата) не оправданное затягивание сроков и дат проведения заездов.
3. Фактическое игнорирование судейской коллегией критериев обеспечения безопасности трасс. Практически, по всем аспектам.
4. Весьма вольное обращение судейской коллегией с положениями правил соревнований, ими же утверждённых.
В заключение, хочу подчеркнуть, что всё выше написанное – частное мнение, что прекрасно осознаю свою слабую компетентность, что легко наблюдать и критиковать, очень хорошо понимаю всю тяжесть работы и организации такого мероприятия, тем более в наших непредсказуемых условиях, что это, фактически, первый Чемпионат, прошедший без поддержки импортных судейских авторитетов, как щитом прикрывавших судейскую коллегию от всяческой критики, что все мы дружнее, умнее, способнее, сильнее и добрее друг-К-другу, чем думают о нас За Бугром.
ЧТО С КАЖДЫМ ЧАМПИОНАТОМ ОН БУДЕТ ПРОХОДИТЬ ЛУЧШЕ И ЛУЧШЕ.
ЧТО СПАСИБО ОРГАНИЗАТОРАМ, РАЙДЕРАМ, СУДЬЯМ, СПАСАТЕЛЯМ, и всем остальным, кто подарил этот ПРАЗДНИК СВОБОДНЫХ РАЙДЕРОВ.