По просьбам читателей.

Дорогие Друзья, единомышленники, в очередной раз приношу извинения за достаточно долгое молчание: навалилось столько рабочих (и бытовых, кстати) дел. связанных с началом весны, что лишь Ваши звонки с вопросами, вопросы «в личку» (пардон за вульгаризм) и вопросы от тех. кому задавались вопросы, заставил-таки сесть за клавиатуру.

По порядку: 1. Кого и как покарали за аварию в Северном цирке?

Ответ: был отписан в моих релизах, см. предыдущие заметки. Уточняю. Не смотря на постановку на «личный контроль» вопроса нахождения «стрелочников»  главой КБР (стати, без всякого подхалимства, человека высокообразованного, отнюдь не параноидального склада мышления), следственные органы прокуратуры не нашли состава преступления ни со стороны лавинщиков (ЭВПЛО), ни МЧС, ни ККД «Чегет». Ни одному из защищаемых ЭВПЛО объектов (список и условия защиты определены Уставом ФГБУ СК ВС и «Перечнем защищаемых ЭВПЛО ФГБУ СК ВС объектов», утверждаемым Совмином РФ) угрозы не возникало, оснований после 2х снегопадов, давших в сумме 17мм водного эквивалента осадков (около 17см снега, если не учитывать метелевой перенос) для проведения активных воздействий (для этого необходимо наличие хотя бы гипотетической угрозы защищаемым отрядом объектам) не было. Официальные рекомендации (мы не несём административно-полицейских функций) согласно утверждённым  на уровне (см выше) «Правилам взаимодействия с заинтересованными организациями» МЧС, Администрации района и всем, кому положено, о «… запрещении нахождения людей в зоне лавинных очагов и на минеральных конусах очагов», передавались своевременно, начиная с 27.02. (второй снегопад). МЧС ответственности за внетрассовое катание. как и везде в мире, не несёт. ККД «Чегет» были установлены в местах наиболее доступного заезда в Сев.цирк волчатники, поставлены запрещающие знаки. Может, нужна была «спираль Бруно» и по ней 6 кВ? 🙁 На совещании «по поводу», командиру ЭВПЛО был задан вопрос: «А можно ли обеспечить безопасность для внетрассового катания по сев. склонам Чегета?». Ответ: «Да. Вносите изменения в бюджет отряда из расчёта 100тыс.руб. за однократную обработку очагов № 58,58А,59А,59 (то,что может рухнуть от Ретранслятора до Гранде). Минфин их не даст, потому, ищите заинтересованные организации или спонсоров. Далее, на основании гарантий доп. финансирования. вносим через Совмин поправки в Устав Службы (кстати, договорные работы, в принципе, законом не возбраняются), затем, вносим дополнения в «Перечень защищаемых ЭВПЛО объектов» и — поехалииии!!!» Увы, а в ответ — тишина. Впрочем, каковая бытует при подобных обсуждениях на всех зимних курортах мира.

Сухой остаток: как бы ни хотелось кому-то найти виноватого, кроме, увы, самих пострадавших, их обнаружить не удалось. Хотя, безусловно, «Рука Москвы» прослеживается 🙁

К слову, что-то не нахожу сведений, что в Тине назначили кого-либо ответственным за сход лавины на эксплуатируемую в тот момент  ПАСПОРТИЗОВАННУЮ Зелёную (SIC!!) трассу. Так где Кура, где мой дом??

На Чегете спасатели канатки ныне установили красные сети, через которые и кит не пробьётся и доп. уведомляющие знаки таким образом, что бы впредь никто не смог заявить, что он ограничений и знаков не видел. Кстати, всё обстоит весьма корректно. Никто с автоматами и дрынами на страже не стоит. Хочешь — ехай. Но помни, что наверняка — на свой страх и риск.

2. В Приэльбрусье со снегом совсем голяк?

Ох, ребята, Вы ещё голяков не видали. Або запамятовали.

Ответ: 2-я очередь Чегета вообще без проблем. Внетрассовые склоны Северов — со снегом. Разве, Доллар внизу на выкате ободран «бульдозерами». На Среднем Юге пара переходов метров по 5 и один галс Тракторной дороги — лысый. Далее вдоль реки — без проблем. Крайний юг: по Трубе ниже БТРа — скверно. Объезд — по разным вариантам через морену Донгузовского ледника совершенно приемлем.  Центр: у Серванте лучше уйти на Средний юг.

На Эльбрусе по трассе — до низа. Вне трасс — проходимо вполне.

Но, Друзья, ещё не май. И снегопады ещё не закончились. Уже с послезавтра начнёт, хоть пока и без фанатизма, подкидывать. Тем паче, что у нас магазины, коровники, школа находятся на уровне высшей точки катания на Поляне и станции Йне в Домбае. Делайте выводы.

Впрочем, равно учитывайте, что на внетрассовых склонах гарантом безопасности будете выступать лишь Вы, коли на них поехали. И ответственность, какие бы заявления ни делали власть предержащие, ВСЕГДА будет лежать исключительно НА ВАС.

Да обойдут Вас лавины, Друзья.

иком