Горы, Горы…

Минуло достаточно времени, что бы соединить воедино осколки событий, повлекших трагические события на пике Пушкина. Конечно же, полное восстановление событий — прерогатива квалифицированных специалистов, мнения которых будут сведены воедино компетентной комиссией. Частное предположение без претензии на официоз, но основанное на информации как от тех, кто непосредственно имел отношение к августовским событиям, так и на мнении экспертов высокой квалификации,  всё же, считаю допустимым обнародовать.

Итак, не вдаваясь в детали:

  • прогноз погоды на 7-8.08.18 был вполне приемлем, никаких штормовых предупреждений не поступало; как 7-го, так и 8-го числа, ряд альпинистских групп беспрепятственно выходили на маршруты в районе верховьев Безенгийского ледника и благополучно их завершили.
  • лавинная ситуация в регионе Безенги, в частности, в ущ. Селла, откуда начинаются наиболее популярные (и более безопасные) маршруты на вершины массива Дых-тау — пик Пушкина — Мижирги, была вполне стабильна; в этот период не было зафиксировано ни одной иной лавины, даже на снежно-ледовых маршрутах; осадки за оба дня составили в сумме не более 7 мм водного эквивалента, что не могло повлиять на общий фон лавинной опасности.
  • группа, двигаясь по комбинированному маршруту 4-Б к\тр на пик Пушкина («пятитысячник» находится на гребне т.н. Северного массива между в. Дых-тау и в.Мижирги), к 12ти часам 08.08. достигла, по сведениям наблюдателей, высоты ок. 4700м н.у.м.; расклад продвижения группы и погодные условия были вполне удовлетворительны.
  • поступившее в полдень распоряжение руководства сбора  о прекращении восхождения и спуске группы вниз в связи с ожидаемой к ночи на 09.08. непогоде, с высокой вероятностью, группой было выполнено с минимальной задержкой.
  • в первом часу дня наблюдателями в штурмовом лагере был услышан гул лавины, из-за  плохой видимости, не зафиксированный визуально; вследствие невыхода группы по р\с в последующие сеансы штатной связи, из штурмового лагеря вышла группа  к началу маршрута для рекогносцировки, где на конусе выноса влажной лавины, ориентировочно объемом в 300-500 куб.м, были обнаружены тела 4х участников восхождения, а так же отдельные обломки скальной породы относительно небольших размеров.

Далее — предположение автора этой заметки:

  • по ряду признаков, группа, находясь на спуске, попала под удар влажной лавины «из точки», скорее всего, вызванной камнепадом с Западной башни Дых-тау; достаточно большое расстояние и крутизна склона, не смотря на малую мощность пришедшего в движение снега, спровоцировало сильнейший удар по перилам, на которых находилась группа, вырвавшим ледобуры и увлёкшим 4х участников вниз; падение в связках по крутому комбинированному склону с перепадом высот 600-800м привело участников восхождения к получению травм, не совместимым с жизнью.

Сухой остаток.Частное мнение:

  • исходя из сведений, подлинность которых не вызывает сомнения, в данном случае ни одно решение и действие как организаторов мероприятия, так и участников не могут являться прямой причиной аварии ни по одному пункту. Квалификация, как организаторов сбора, так и участников восхождения, соответствовала принятым требованиям для совершения восхождения данной категории трудности (к\тр).
  • прямой причиной аварии явились объективные опасности гор, сформировавшие форсмажорные обстоятельства, повлекшие летальные последствия непреодолимой силы.

«Горы спят, вдыхая облака, выдыхая мокрые лавины…» (В.С. Высоцкий)

На войне, как на войне. Это альпинизм, Друзья.

иком